Целесообразность использования малых атомных электростанций последнее время активно обсуждают в мире. В России такие электростанции рассматривают как экономически оправданный способ обеспечить электроэнергией удалённые и труднодоступные регионы, в Австралии — в качестве потенциального, но очень дорогого компаньона ВИЭ на пути к углеродной нейтральности.
На Восточном экономическом форуме генеральный директор Росатома Алексей Лихачёв рассказал о планах по строительству атомных электростанций малой мощности конвейерным способом в Арктике и на Дальнем Востоке. В Якутии уже началось строительство малой АЭС для золоторудного месторождения Кючус, а на Чукотке завершается проектирование микро АЭС «Шельф-М» мощностью 10 МВт. Также в ближайшие 15 лет планируется построить порядка 15 плавучих АЭС.
Первую в мире плавучую теплоэлектростанцию с двумя малыми модульными реакторами запустили в России в 2020 году — это ПАТЭС «Академик Ломоносов» в Певеке.
В Австралии ситуация противоположная. Страна ищет альтернативы угольной генерации, чтобы достичь «чистого нуля» к 2050 году. Лидер оппозиции Питер Даттон предлагает использовать малые АЭС как замену устаревшим угольным станциям. С этим категорически не согласно действующее правительство. Расчёты показывают, что для полной замены 21,3 ГВт угольного парка потребуется минимум 71 малый модульный реактор. По данным отчёта GenCost за 2022-2023 гг., это может обойтись в 387 миллиардов долларов. К тому же, стоимость электроэнергии, выработанной на малых АЭС, в 2030 году будет в 17 раз выше «солнечной».
Согласно оценкам правительства капитальные затраты на строительство малых АЭС повлекут дополнительные расходы для каждого австралийского налогоплательщика в размере 25 тысяч долларов.
Читайте нас в Telegram
- Анонсы инвестиционных проектов
- Аналитика инвестиционных программ
- Актуальные новости энергетики
- Комментарии экспертов